Об этой партии я мечтал. Даже в сновидениях видел себя поющим Риголетто. Идея спеть в Москве, в опере, витала давно. Об этом мы говорили с Евгением Колобовым ещё в Красноярске. Мы долго выбирали, что именно будем ставить. Он предложил «Риголетто».
Дмитрий Хворостовский. 2001
В декабре 2000 года Хворостовский принимает приглашение Евгения Колобова исполнить сложнейшую для баритона партию Риголетто в Московском театре «Новая Опера». Это был совместный проект Савоннлинского оперного фестиваля (Финляндия) и «Новой Оперы» (режиссёр — Ральф Лянгбака (Финляндия), дирижёр — Евгений Колобов (Москва). После премьеры спектакль наградили множеством эпитетов: превосходный, шедевр, лучшая постановка «Новой Оперы», настоящий вердиевский спектакль!
Хворостовский словно переродился, отдавшись театру с головы до ног: хромал, подволакивая ногу, тискал в объятиях несчастную дочь, падал ниц, поражённый проклятьем… И не пожертвовал профессионализмом: его вокализация была отменно чиста, краски выверены, форсировка незаметна.
Музыкальный критик Пётр Поспелов. 2000
Сам Дмитрий Хворостовский в интервью газете «Культура» ещё до премьеры сказал: «Хочу петь эту партию регулярно, чтобы она стала моей «пиковой» ролью. Часто её петь нельзя – это настолько драматическая роль, которой музыканту злоупотреблять не стоит».
Это была одна из моих любимых ролей, любимых опер – и остаётся по сей день. Я мечтал об этой партии с девятнадцати или двадцати лет – с тех пор, как начал петь более-менее профессионально. Кстати, довольно примечательно то, что мой оперный дебют в 1985 году в Красноярске состоялся именно в «Риголетто» – я пел Марулло. Потребовалось почти двадцать лет, чтобы моя давняя мечта стала явью.
Дмитрий Хворостовский
В октябре 2001 года Хворостовский принимает участие в опере «Риголетто» в Хьюстон Гранд-опера (постановка Франко Корсаро). Причём выбор режиссёра был определён самим Хворостовским. И в этом взаимопонимании режиссёра и исполнителя ведущей партии был заложен успех. Корсаро не хотел «традиционного» Риголетто, а хотел, чтобы он выглядел так, как его исполнитель, то есть как Дмитрий Хворостовский. Вместо мягкого горба певец должен был задирать плечо и затем петь в этом неловком и очень неудобном положении. В постановке Франко Корсаро Риголетто получился исступлённым «итальянским Распутиным», как бы вспоминающим историю своей жизни в ретроспективе. Перед генеральным прогоном спектакля Хворостовский дал интервью, в котором определил роль партии Риголетто в сравнении с другими вердиевскими ролями своего репертуара: «… самая тяжёлая партия. Она длиннее, тяжелее; наиболее драматичная, но музыкально вы должны всё контролировать здесь [показывает на свой лоб]. Я думаю, после того, как я спел Риголетто несколько раз, я мог бы спеть всё, что угодно».

















