Евгений Онегин, благороднейший Елецкий – это всё мои герои, мои образы. Елецкий, несомненно, сыграл особую роль в моей биографии.
Дмитрий Хворостовский
Ария князя Елецкого из оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского исполнялась Дмитрием Хворостовским на всех конкурсах, в которых участвовал артист, и в итоге оказалась его trade mark, визитной карточкой.
Первый выход на сцену в этой роли произошёл в Красноярском театре оперы и балета в 1986 году. В 1989 году Хворостовский дебютирует в «Пиковой даме» в Nice Opera в Ницце (Франция). Это была первая оперная постановка, в которой участвовал юный Хворостовский на Западе. Газета New York Daily News оценила дебют исполнителя словами: «Последний из популярных русских баритонов… оказался обладателем самого прекрасного и изысканного голоса, который в настоящее время можно услышать из уст певца… Дмитрий Хворостовский уже является звездой первой величины…».
В ноябре 1995 года Дмитрий Хворостовский получает приглашение спеть партию Елецкого в опере «Пиковая дама» в Метрополитен Опера. Такое приглашение для любого певца – важный рубеж. Тем более, что это был дебют нашего вокалиста на сцене нью-йоркского театра. Американские музыкальные критики считают, что тот, кто не апробирован в Мет, ещё не совсем мировая величина. Спев партию Елецкого, Хворостовский не только «сподобился, но и произвёл фурор», — отмечал собственный корреспондент газеты «Труд» В. Сиснев. «В музыкальных кругах обсуждался вопрос, что не будь Хворостовского – Елецкого, не состоялось бы и новое режиссёрское решение. Ведь Мет — не тот театр, который будет тиражировать хрестоматийные постановки», — писала музыкальный критик Эльвира Ванюкова.
Хворостовский продемонстрировал совершенно новый подход к этой роли: он создал своим пением образ страстный, образ глубоко влюблённого молодого человека, желающего быть понятым и ждущего ответного чувства от своей возлюбленной. Кроме этого Хворостовский продемонстрировал исключительное мастерство дыхания – весь последний эпизод своей небольшой арии он поёт на одном дыхании, чего до него я никогда не слышал у других исполнителей этой роли. Иными словами, Хворостовский показал себя превосходным музыкантом, что происходит в мире вокала не так уж часто.
Артур Штильман
Большой вклад в успех этой постановки внёс музыкальный руководитель спектакля Валерий Гергиев. Германа пел Гегам Григорян, Мария Гулегина – Лиза, Томский – Николай Путилин (как и Хворостовский, ученик Е.К. Иофель). Вполне российский состав русской оперы. И успех на сцене одного из лучших оперных театров мира.
Позднее Мет станет одним из самых любимых театров Дмитрия Хворостовского. «Там я, как дома. Акустика великолепная, поётся прекрасно… Все чудесно относятся, легко работается», — часто говорил Дмитрий в своих интервью. И Метрополитен Опера отвечал певцу взаимностью, дирекция театра постоянно приглашала лучшего баритона современности на новые театральные постановки.







