В 2002 году состоялась премьера оперы «Война и мир» С. Прокофьева в нью-йоркской Метрополитен Опера. Идея проекта принадлежала Валерию Гергиеву, который и дирижировал спектаклями. Если бы не Валерий Гергиев, поставивший перед собой задачу ввести Прокофьева в мировой оперный репертуар и убедивший российское правительство дать деньги на постановку в Мариинском и последующий ее «мировой прокат», в Нью-Йорке «Войну и мир» не увидели бы ещё долго. Ставил оперу российский режиссёр Андрей Кончаловский. Хворостовского пригласили петь партию Андрея Болконского. Для участия в постановке большую часть солистов пригласили из России, оркестр и хор были американские. Оперу исполняли на русском языке, в том числе и американские солисты. Для Дмитрия Хворостовского это было первое исполнение партии Андрея Болконского и её сразу назвали его лучшей партией в Мет. Анна Нетребко исполняла партию Наташи Ростовой. При этом качество исполнения никак не зависело от принадлежности к национальности или труппе. Сэмюел Реми (Samuel Ramey) и Василий Герелло эффектно исполнили: американец — Кутузова, наш — Наполеона. Состав массовки 227 человек, 120 хористов, 41 танцор, 52 солиста.
New York Times сообщала перед премьерой: «на глубине трех этажей под Линкольн-центром русская армия учится маршировать», «в финальной сцене заняты 346 человек и лошадь», «завербованы 160 безработных актеров». Опера шла четыре часа с одним антрактом; это при том, что западная публика привыкла к двухчасовым постановкам с одним антрактом.
После спектакля публика стоя, с криками и свистом, аплодировала длинной череде исполнителей и постановщиков. Даже те, кто не был поклонником «Войны и мира», не могли остаться равнодушными к ошеломляющему воплощению её на сцене.
Впервые исполняя партию Андрея Болконского, Дмитрий Хворостовский поёт безупречно, со всем богатством эмоциональных красок, на которое только способен его великолепный голос.
Критик Майя Прицкер






