Голос, покоривший мир

Евгений Онегин

Я люблю Чайковского, я вырос с ним, и он – моя счастливая судьба.

Дмитрий Хворостовский

Одна из ранних и любимых опер Дмитрия Хворостовского – «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Первое исполнение партии Онегина состоялось в 1988 году на сцене Красноярского театра оперы и балета. Отметим, что красноярцы любили этот спектакль с Онегиным – Хворостовским так же сильно, как и «Травиату», где Хворостовский великолепно исполнял Жермона.

Сохранилась записка от зрителей с галёрки, с одного из спектаклей Красноярского оперного театра: «Дмитрий, не уезжайте из Красноярска, будьте «пророком в своём Отечестве». Вы — лучший Жермон, как, впрочем, и Онегин! Спасибо! Успехов Вам огромных!». Она датируется 1988 годом. Уже тогда красноярская публика восхищалась Хворостовским в роли Онегина. И предчувствовала его отъезд…

Впервые исполнив на западной сцене Онегина в венецианском Teatro La Fenice в 1991 году, почти четверть века Хворостовский оставался непревзойдённым Онегиным мировой оперы. «Никто и близко не мог сравниться с аристократической элегантностью его пения», — отмечала газета Financi Times.

Он был необыкновенным Онегиным по многим причинам. Во-первых, Бог дал ему такой голос, который человек никогда не забывает, когда слышит его. Во-вторых, из-за самой личности этого человека. Полной радости, жизни, тепла, щедрости. И поэтому он трогал стольких людей в течение многих лет. Это очень сложная роль, и Дмитрий очень много над ней работал. Конечно, помогает то, что он происходит из этой культуры, что язык Пушкина и Чайковского был родным для него.

Дирижер Семён Бычков

Позднее, в девяностых, Дмитрий Александрович перепел Онегина множество раз в различных театрах мира, в постановках зарубежных режиссёров. Они поверхностно знали русскую культуру, не всегда понимали русскую душу Онегина, выдавая собственное прочтение за истину. Хворостовский, будучи истинно русским человеком, всегда сопротивлялся, особенно сильным перегибам иностранных режиссёров. И считал для себя приемлемым петь только в тех спектаклях, где герой оперы был хотя бы похож на того Онегина, которого описал А.С. Пушкин в своём гениальном романе. Но иногда, связанный обязательствами, прописанными в контракте, певец не мог отказаться от роли совсем. Так случилось в 1992 году, во время постановки «Онегина» во французском театре «Шатле». По замыслу режиссёра спектакля Адольфа Дрезена Онегин должен был появиться на балу у Лариных сильно навеселе и с бутылкой водки в руках. На что Хворостовский сказал: «Я лучше умру, но делать этого не буду, ни за что…». Эту сцену из спектакля убрали.

Когда Дмитрий Александрович стал всемирно известным, он уже сам выбирал режиссёров и постановки, в которых хотел бы участвовать, сам режиссировал свои партии в спектаклях, но тогда он просто не мог не бороться за русскую оперу, не отстаивать русскую культуру и Россию в целом. И честь, и хвала ему за это!

Одной из лучших зарубежных постановок «Евгения Онегина» в исполнении Дмитрия Хворостовского можно считать постановку в Метрополитен Опера 2006 года. Дирижировал спектаклем маэстро Валерий Гергиев, партию Татьяны исполняла американская оперная дива Рене Флеминг, Ленского – мексиканский тенор Рамон Варгос.
Критик «Нью-Йорк Таймс» Антонио Томмазини написал о Хворостовском в этой роли, что он рождён сыграть Онегина, а Клайб Барнс из «Нью-Йорк Пост» назвал его великим баритоном.

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы