Голос, покоривший мир

Родители

Своим рождением на свет я обязан маме, а творческой судьбой — папе. Он беззаветно любит музыку, прекрасно разбирается в ней, отлично играет на рояле, великолепно поет, хотя и не стал профессионалом. То, что мне удалось реализовать себя на сцене, в какой-то мере осуществление его мечты.

Дмитрий Хворостовский
Отец

Александр Степанович Хворостовский родился в Перми в 1938 году. В семье потомственных железнодорожников. Степан Иванович Хворостовский попал в Пермь по распределению, после окончания Харьковского института железнодорожного транспорта и работал на паровозоремонтном заводе начальником сборного цеха. В доме Хворостовских любили слушать музыку. Музыка оперная, симфоническая, фортепианная звучала по радио из черного картонного репродуктора. Но Сашу особенно привлекала, именно фортепианная музыка. Он устраивал дома импровизированную игру на «фортепиано», смастерив инструмент из двух чемоданов. Представлял, что играет на них, перебирая ручками клавиатуру, и исполняя разные песни.

Когда Саша стал немного старше, родители стали брать его с собой на спектакли в Пермский оперный театр. Мальчик был покорен звучанием музыки и театральной атмосферой, открывшейся ему. Труппа Пермского оперного театра была в то время очень сильной, так как в Пермь был эвакуирован Ленинградский оперный театр. Пели известные оперные певцы, танцевала Уланова, Плисецкая. Мечтой маленького Саши стало научиться играть на фортепиано. Родители пошли на встречу желанию сына и решили купить инструмент. Причем здесь помог счастливый случай. После войны разыгрывались различные лотереи, выпускались облигации. Людей обязывали покупать эти облигации, чтобы поднимать народное хозяйство, разрушенное войной. Родители Александра Хворостовского тоже покупали такие облигации. И вдруг на одну из них, выпал большой выигрыш. Именно на этот выигрыш и было куплено настоящее трофейное фортепиано фирмы Wilhelm Welter для Саши Хворостовского.

Он поступил в музыкальную школу, выдержав испытания при поступлении, и быстро научился играть на фортепиано, буквально всё, схватывая на лету. Когда Шурику (как его называли в семье) исполнилось 10 лет, отца переводят в Красноярск. В Красноярске с музыкальной школой не сложилось, была большая травма от не порядочного и жестокого педагога. Но были частные уроки с Марией Феодосьевной Домбранц. Она принадлежала к плеяде тех музыкантов, которые ещё до революции окончили Московскую консерваторию, вели активную концертную деятельность, а теперь давали частные уроки музыки для детей. Именно вместе с ней состоялось первое соприкосновение с фортепианными произведениями Рахманинова, Шопена, Чайковского и других выдающихся композиторов.

Несмотря на то, что музыка постепенно занимает в жизни Александра главное место, он всё-таки поступает в Лесотехнический (позднее Технологический) институт. Его родители считали, что настоящие профессии — инженер и врач, а музыка – для души. Но учеба в институте не помешала Александру заниматься музыкой. Он активно включается в занятия художественной самодеятельностью, берет уроки вокала, поет в хоре, занимается в вокальной студии, выступает в концертах на смотрах студенческой самодеятельности.

Окончив институт Александр Степанович получил диплом инженера-химика и поступил в аспирантуру на кафедру Технологии Неорганических Веществ. Денег на жизнь молодой семье не хватало и приходилось подрабатывать. Работал пианистом в художественной гимнастике, играл для сборной команды Красноярского края на Всесоюзных соревнованиях в Сочи, Краснодаре, Владивостоке. Это сейчас все выступления гимнасток проходят под фонограмму, а тогда все выступления проходили под «живую музыку».

С 1975 по 2005 год А. С. Хворостовский работал на Красноярском радиотехническом заводе. Но и там Александра Хворостовского знали и любили как прекрасного вокалиста и музыканта. Он участвовал в концертах: пел с духовым оркестром радиозавода, Красноярским камерным оркестром, солировал в вокальной студии завода, играл на фортепиано, аккомпанировал ансамблю «Россияночка», который был сформирован из заводчан. Сохранился диплом Большого театра Союза ССР за участи во Всесоюзном смотре художественной самодеятельности, посвященной 40-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Александр Хворостовский всю жизнь занимался музыкой, точнее служил Её величеству музыке. Он не только пел, и музицировал на фортепиано, но и собрал большую коллекцию записей звёзд мировой оперной сцены. И, как вспоминал Дмитрий Александрович, в доме его детства всегда царила музыка – классическая, величественная, божественная. Звучали голоса Марио Ланца, Марии Каллас, Тито Гобби, Антонины Неждановой, Федора Шаляпина и других всемирно – известных оперных исполнителей.

Старший Хворостовский сыграл самую главную роль в выборе сыном своего творческого пути. В доме, где всегда звучала музыка, где всё служило ей, у ребёнка не было иного пути, как погрузиться в эту атмосферу и полюбить её. И в три года мальчик запел, подпевая отцу…

Мой отец – инженер-химик, но, сколько себя помню, он всегда пел, у него чудесный баритон, он мог бы, должен был бы стать профессионалом, но жизнь сложилась иначе – не по его вине. Но для меня он всегда был примером увлеченности, преданности певческому искусству. Я вырос на этом. Его искания происходили на моих глазах и потом, когда началась моя собственная певческая карьера, оказалось, что все это так запало в мою вокальную память, что многие технические трудности я благодаря этому преодолел легче, чем другие студенты. Конечно, мне помогли стать на ноги педагоги, но во главу угла я ставлю своего отца. Я стал певцом благодаря его поддержке, его великому желанию, чтобы я им стал, чтобы музыка не прошла мимо меня.

Дмитрий Хворостовский
Мама

Людмила Петровна Тетерина, происходит из рода Веберов – немецких переселенцев, волею судьбы попавших в Россию в XIX веке. Дед Людмилы Петровны, Николай Вебер в детстве играл на гармонике, подбирал на слух мелодии, а позднее стал профессионально играть на баяне. У него было четверо детей. Одна из них Мария Николаевна Вебер – мама Людмилы Петровны. Людмила Петровна вспоминает: «Моя мама очень любила слушать музыку, часто сама пела, играла на гитаре, собирала и хранила пластинки с записями наших популярных певцов». Отец Людмилы и дедушка Дмитрия Хворостовского, Петр Евстафьевич Тетерин, занимался по поручению комсомола борьбой с безграмотностью на селе. Его, молодого улыбчивого парня любили все. Чтобы увлечь людей он пересказывал содержание произведений Толстого, Чехова, Тургенева, Горького. Послушать его приходили и молодые, и старые сельчане, бывшие партизаны, казаки. Все отмечали: «Уж больно складно говорит»! В 1941 году он уходит на фронт, хотя у него был «белый билет» по здоровью. Но закрываться «белым билетом» было не в его правилах. Петр Тетерин погиб где-то под Ржевом, но об этом его семья узнала много позже, а тогда в конце лета 1942 года пришло письмо: «Ваш муж Тетерин Петр Евстафьевич пропал без вести». Никогда Людмила Петровна не забывала своего родного отца, не предала память о нем. Никого больше в своей жизни не назвала она папа. Когда он ушел на фронт, ей было всего 5 лет.

Людмила Петровна Тетерина–Хворостовская с детских лет была человеком с активной жизненной позицией. В школе она была председателем пионерской дружины, вместе со своими друзьями, так же тайно, как и Тимур из рассказа А.П. Гайдара организовала тимуровский отряд. Хрупкая, тоненькая девочка, с огоньками зеленых глаз, она никогда не делала, то, что не хочет. Никогда ни перед кем, не кривила душой, даже перед собой. Любовь к музыке у Люси была с детства, от бабушки и мамы. Они любили петь народные песни и романсы. «Я всегда что-то напевала… У меня в голове всегда звучал какой-то мотив» — говорила Людмила Петровна, вспоминая о своей юности. Пела Людмила и сложные вокальные произведения: арию Джильды из «Риголетто» Дж. Верди, романс Грига «Люблю тебя», «Песнь Сольвейг», «Две ласточки» Брусиловского. В юности Люся умела играть на аккордеоне, ходила в школьный хор, с которым исполняла и сольные партии.

Людмила Петровна окончила Красноярский медицинский институт и получила специальность акушера-гинеколога. В институте она была активной участницей студенческих вечеров и концертов. Пела, читала стихи, проводила розыгрыши. Была необычайно популярна в студенческой среде.

Первая встреча Людмилы и Александра случилась на одном из межвузовских смотров художественной самодеятельности, где Александр Хворостовский играл на рояле «Революционный этюд» Шопена, представляя Технологический институт, а Людмила Тетерина пела в дуэте с аккомпаниатором романс М.И. Глинки «Не искушай», выступая за медицинский институт. Во втором отделении Александр Хворостовский пел романс П. И. Чайковского «Благословляю Вас леса».

Люся Тетерина, сразу обратила внимание на красивого мальчика. Всё это, как оказалось, не было случайным… Именно музыка, любовь к пению, умение слушать и понимать язык музыки свяжет их на всю жизнь. Их дружба, переросшая в любовь, началась не много позднее, но почти на всех встречах они говорили о музыке, Людмила пела, а Александр играл на фортепиано Бетховена, Шопена, Рахманинова… все что они оба любили. 12 марта 1962 года образовалась новая семья. В этой семье, было суждено родиться мальчику, который благодаря генам и воспитанию родителей станет выдающимся оперным певцом, прославит не только свой родной город, но и всю Россию.

Отношение родителей друг к другу, их взаимопонимание и забота друг о друге, которая проявляется даже в мелочах, всегда были примером для Дмитрия. Людмиле Петровне и Александру Степановичу всегда интересно друг с другом, они всегда оживленно разговаривают, понимая друг друга с полуслова. В этой семье существовал свой особый мир, в который впускают только самых близких друзей, в этом мире всегда царила музыка…

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы