Голос, покоривший мир

Путь к славе

Мне очень повезло, я был молодым, подготовленным, имел достаточную харизму, чтобы быть спокойным и выступить наилучшим образом. Имел характер прятать свои нервы вглубь на сцене, то, чего так не хватало другим моим коллегам. Кроме того, я наслаждался тем, что я делаю, своим пением, поэтому смог воспользоваться возможностью, предоставленной мне, для победы.

Дмитрий Хворостовский. 1996

Будучи солистом Красноярского театра оперы и балета, Дмитрий Хворостовский начинает свою конкурсную карьеру. На всех конкурсах его представляли, как солиста Красноярского театра оперы и балета. Одерживая свои личные победы в навсегда избранной для себя профессии, он представлял и прославлял свой родной город и свою страну.

Пермь, СССР

Первой победой стал Всероссийский конкурс вокалистов, который проходил в июле 1987-го в Перми. Это было время, когда наша страна ещё была огромной державой и называлась Союзом Советских Социалистических республик (СССР). Первую победу молодой вокалист должен был одержать во всероссийском конкурсе в РСФСР, что давало право участвовать во всесоюзных конкурсах. Это был первый в жизни конкурс, первая победа, первый большой успех!

Баку, СССР

Следующим этапом был Всесоюзный конкурс вокалистов имени М.И. Глинки, который проходил в Баку в октябре 1987 года. Хворостовский опять завоёвывает I премию. На этом конкурсе происходит судьбоносная встреча молодого певца из Красноярска с Ириной Константиновной Архиповой, которая двадцать лет являлась бессменным председателем жюри этого конкурса. Она аплодировала ему уже после первого тура, что обычно было не принято у членов жюри! С этого момента Архипова благоволила к юному исполнителю и поддерживала его в дальнейшем. По словам Ирины Константиновны, на конкурсе в Баку после выступления Хворостовского публика орала не «браво», а «ура!».

Сам же Хворостовский так вспоминал об этом конкурсе: «В Баку я ехал за победой, абсолютно не сомневался в успехе. Я был наглым, гордым и самоуверенным молодым человеком. На конкурсе бурлили подводные течения, различные кланы двигали вперёд собственных фаворитов, и лишь я не знал в жюри ни единого человека. Может, оно и к лучшему. Меньше нервничал, спокойнее спал. Не будучи посвящённым в закулисную борьбу, я решал исключительно творческие вопросы. Программа конкурса была сложнейшая, в нём принимало участие огромное количество молодых певцов, но я справился с поставленной задачей, получил первую премию» (6 декабря 2010).

Тулуза, Франция

В 1988 году Дмитрий Хворостовский едет на свой первый международный конкурс в Тулузу, одерживает победу и получает Гран-при XXXIV Международного конкурса вокалистов в Тулузе (Франция). К этому конкурсу он готовил каватину Валентина из оперы Ш. Гуно «Фауст». Петь нужно было на родном языке композитора, написавшего оперу, т.е. на французском. Но французский текст каватины, как оказалось, не совпадал с классическим вариантом, и было решено исполнять арию Елецкого из «Пиковой дамы» П. И. Чайковского. Обе партии были готовы у Хворостовского, так как входили в его репертуар в Красноярском театре оперы и балета. Всё было к лучшему — в итоге партия Елецкого стала визитной карточкой Дмитрия Хворостовского.

«К Тулузе я ещё крепче проникся чемпионским духом. Хоть и верил в победу, но работал в Тулузе очень много, постоянно репетировал. Особое внимание уделял языку, по-французски ведь петь необычайно трудно», — из интервью Дмитрия Хворостовского журналу «Итоги» 6 декабря 2010 года.

Кардифф, Великобритания

Венцом конкурсных побед становится Гран-при конкурса BBC «Певец мира» в Кардиффе (Уэльс, Великобритания). Конкурс «Певец мира» — престижнейший международный конкурс вокалистов, на который съезжаются импресарио звукозаписывающих фирм и оперных театров со всего мира, чтобы заметить молодых, талантливых вокалистов и заключить с лучшими из них контракты. Гран-при конкурса — хрустальная ваза — вручается лишь одному победителю. Второго и третьего места просто нет. И этим победителем в 1989 году стал Дмитрий Хворостовский, завоевав единственный приз — хрустальную вазу и титул «Лучший голос мира».

На конкурс Хворостовский едет вместе с Ириной Константиновной Архиповой, представляющей Россию в жюри конкурса. Именно Архипова настояла на участии молодого певца из Красноярска в этом крупнейшем оперном конкурсе. «Я поеду только с Хворостовским», — сказала она и повлияла на решение отборочной комиссии. Но Хворостовский не хотел ехать в Кардифф, он более склонялся к участию в конкурсе в Барселоне, где был больше призовой фонд. Но Архипова сказала: «Дима, надо! Это телевизионный конкурс, ВВС покажет его в прямом эфире по всему миру. Ты комплексный певец, никого другого от России отправить туда не могу. Даже не раздумывай». И Хворостовский поехал.

Конкурс в Кардиффе проходит раз в два года, участвуют в нём молодые исполнители от двадцати одного до тридцати двух лет. В 1989 году в конкурсе участвовало 200 конкурсантов, среди которых был представитель от Великобритании Брин Терфель — ныне оперная звезда первой величины. Поддержка у Брина, который пел у себя на родине, в Уэльсе, была фантастическая, публика буквально сходила с ума, когда он выходил на сцену. Но одержал победу никому ещё неизвестный певец из России, из далёкого сибирского города Красноярска – Дмитрий Хворостовский!

Пресса разразилась самыми громкими эпитетами, посвящёнными победителю.

Самый молодой баритон, самое выразительное звучание.

New York Daily News

Он появился из неизвестности, а на следующий день за него идёт борьба.

Wiener Zeitung

Пришёл, спел – и победил!

Times

Время от времени случается чудо, перед нами предстаёт волшебник, способный буквально околдовать аудиторию, полностью её заворожить. Двадцать лет назад таким нам явился Паваротти, сейчас – Хворостовский.

Музыкальный критик Франко Риццо

С этого времени никому неизвестный баритон из России обрёл всемирную славу. Сам же Дмитрий в одном из интервью скажет: «Я плохо осознавал, что именно произошло. Думал, что это очередной конкурс, на котором я должен был победить и победил. То, что он транслировался во многих странах, меня мало волновало. И это очень хорошо: иначе я стал бы нервничать, волноваться и наделал бы каких-то ошибок» (31 января 1998)

Участие в конкурсе в Кардиффе включает в себя выступление в двух турах: с концертмейстером под аккомпанемент рояля – I тур и выступление с симфоническим оркестром – II тур. Выступление с оркестром содержало обязательное условие: солист должен быть в концертном фраке. У Хворостовского такого фрака не было. И он, пройдя в финал конкурса и войдя в пятёрку сильнейших, занимает денег у своего концертмейстера Ивари Илия, обещая вернуть деньги из призового гонорара. Так был куплен фрак, в котором Дмитрий Хворостовский стал победителем конкурса.

После победы в Кардиффе (1989) произошёл тот прорыв, который сделал никому неизвестного молодого вокалиста из Красноярска самым востребованным оперным исполнителем. Для него открылись двери лучших оперных сцен и концертных залов: Метрополитен Опера (Нью-Йорк), Ковент Гарден (Лондон), Ла Скала (Милан) и другие.

Но Хворостовский не торопился с принятием предложений. «Чемпион по отказам от самых лестных предложений», — писала одни. «Господин нет», — вторили другие газеты.

А на самом деле в душе молодого человека, на которого обрушилось столько внимания, было смятение: «Буквально через день после победы в Кардиффе я поехал в Лондон и через сутки уже пел на прослушиваниях, не очень понимая, кто сидит передо мной, что может произойти в дальнейшем. Я был молодым и неопытным щенком, не знал, что можно делать, а чего не стоит, не представлял, как вести себя и правильно строить карьеру…Помню, дал большое интервью престижному журналу Opera, встретился для подписания контракта с директором Philips Classics. И всё понеслось со скоростью экспресса. Меня взяли совсем тёпленьким…», — из интервью Дмитрия Хворостовского журналу «Итоги» 6 декабря 2010.

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы