Голос, покоривший мир

Георгий Свиридов: «Я ждал его всю жизнь»

Это очень важно для меня исполнять его произведения, т.к. это последний гениальный композитор поколения таких классиков, как Шостакович и Прокофьев. Он был учеником Шостаковича, они дружили в течение многих лет, но к несчастью, его произведения не так знакомы за пределами России. Думаю, что это моя миссия донести до слушателя его музыку, используя все мои возможности, и я очень благодарен Филиппс Классик за помощь в этом деле.

Дмитрий Хворостовский

Особым этапом в творчестве Д.А. Хворостовского стала работа с классиком русского музыкального искусства, композитором Георгием Свиридовым над двумя вокальными циклами: «Отчалившая Русь» на стихи С. Есенина и «Петербург» на стихи А. Блока. Этой работе с молодым певцом Свиридов дал такую оценку, которая явилась бы лучшей похвалой для любого, даже увенчанного всевозможными званиями и наградами певца: «Я ждал его всю жизнь».

К счастью, Георгий Свиридов вел дневниковые записи. В одной из его последних тетрадей «Разных записей» он отметил: «16 июля 1997 года. Два дня у меня был Д. А. Хворостовский, проездом из Красноярска, где он давал сольный концерт: I отделение – 6 романсов П. И. Чайковского, а также 4 песни из цикла «Песни странствующего подмастерья» Г. Малера. Во II отделении «Петербург» – целиком. Исполнение в целом близкое к совершенству. Прекрасные два дня провел в дружеской, возвышенной обстановке. Дмитрий Александрович очень возмужал за эти годы, умный природно, воспитанный человек, с громаднейшим дарованием. Дай Бог ему здоровья и всего хорошего. Подарок мне от судьбы на старости лет».

Хворостовский привнёс в музыку Свиридова современное видение. В этих сложных, как для певца, так и для слушателя, вокальных поэмах ему удавалось брать зрителя за душу, и перед залом представал исполнитель достойный, тёплый, чуткий к окружающей жизни и способный на отклик. Зал проникался этим и сопереживал услышанному вместе с певцом-актёром. Продолжительные стоячие овации западной публики лучше всяких слов говорили о понимании этих сложнейших для восприятия музыкальных произведений о русской душе.

Мировая премьера поэмы «Отчалившая Русь» в исполнении Дмитрия Хворостовского и концертмейстера Михаила Аркадьева состоялась в 1994 году в Лос-Анджелесе. Позднее Хворостовский вспоминал то волнение, которое он испытывал во время первого исполнения поэмы перед американской публикой: «Конец концерта, и полная тишина. Думаю, ну всё — не поняли. А потом как шум водопада. Я сразу даже не понял, что это такое. А когда стали кричать, топать ногами и хлюпать носами, я не знал, куда деваться. Я даже не поверил, думал, что сплю и вижу сон». Американская публика поняла и приняла Свиридова в исполнении Дмитрия Хворостовского.

После Лос-Анджелеса были Вена, Гамбург, Кёльн, Лондон, Глазго, Сан-Франциско, Вашингтон, Нью-Йорк, Париж. Везде зарубежная публика с овациями принимала музыку Свиридова о Руси, русской душе, о любви к России в исполнении Дмитрия Хворостовского.

Дмитрий Хворостовский приехал в Северный Техас и привёз с собой роскошный, подлинно русский подарок… – один из величайших вокальных циклов XX века… Впервые на моей памяти публика устроила долгую овацию, отчасти в русском стиле; сам Вэн Клайберн задавал ритм аплодисментам.

The Dallas Morning News

После этого успеха Свиридов посвящает Хворостовскому своё последнее произведение — поэму «Петербург» на слова А. Блока. «Петербург» — поэма об одиночестве, любви, вере, чистоте и боли души человеческой перед лицом катастроф XX века», — пояснял Михаил Аркадьев. Премьера вокальной поэмы Свиридова «Петербург» состоялась 23 мая 1996 года в одном из лучших залов Европы – знаменитом Вигмор-холле (Wigmore Hall) в Лондоне в присутствии автора. Это был последний выезд Свиридова за границу. И снова был оглушительный успех, и огромное количество приглашений на концерты именно с этим произведением. В мире поняли и приняли русскую современную классику. И в этом была большая заслуга Дмитрия Хворостовского, «певца русской традиции, русского воспитания, русской глубины», как говорил Георгий Васильевич Свиридов.

«Вокальную поэму «Петербург» практически невозможно хорошо, достойно исполнить. Потому что очень трудно. Настолько трудно, что иной раз руки опускаются», — рассказывал Хворостовский в телевизионном интервью Наталье Черновой. Но, говоря о сложности исполнения музыки Свиридова, о том, что «это его крест», Хворостовский говорил и следующее: «Просто я хочу, чтобы великую русскую музыку, музыку Свиридова, узнал мир. Я могу это сделать и делаю, по мере сил и возможностей» (Москва, 1998 – телевизионное интервью). И это было главное жизненное кредо Дмитрия Хворостовского, считавшего своим долгом прославлять русскую музыку, русскую культуру за рубежом!

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы